Занимаем.ру портал о банках и кредитах — Отвечаем на ваши вопросы о кредитовании

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы сможете найти на данном сайте.

Удобный сервис по подбору кредитов
Какой кредит вас интересует?

Факторинг для малого и среднего бизнеса

Факторинг для малого и среднего бизнеса
Сегодня нередко можно услышать, что за малым и средним бизнесом стоит будущее всей страны. Для некоторых секторов экономики (например, агропромышленного) такая форма деятельности является чуть ли не единственной опорой. Поэтому вполне естественна разносторонняя поддержка представителям данной сферы бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны финансово-кредитных институтов. В частности, значительному расширению бизнеса и увеличению его оборотов способствуют услуги факторинга, предоставляемые банками или специализированными фактор – компаниями.

По своей сути факторинг представляет одну из форм финансирования оборотных средств поставщика. Эта услуга носит краткосрочный характер, т.е. нацелена на обеспечение средствами текущей деятельности организации. Заключается она в уступке поставщиком задолженности своих дебиторов (т.е. покупателей) в пользу факторинговой компании в обмен на предоставление финансовых ресурсов. Иными словами, за поставленные товары перед продавцом вместо покупателей расплачивается фактор – организация, которая впоследствии самостоятельно взыскивает долги за отгруженную продукцию. Помимо финансирования текущей деятельности поставщика в комплекс факторинговых услуг включаются также учет его дебиторской задолженности и управление ей, страхование рисков.

Схема факторинга довольно проста и включает следующие этапы:

1. На условиях отсрочки платежа происходит отгрузка продукции либо оказание услуг.
2. Организация-продавец заключает договор на обслуживание с факторинговой компанией и уведомляет об этом своего контрагента по сделке (покупателя), сообщая ему реквизиты для последующей оплаты задолженности.
3. Продавец предоставляет в факторинговую компанию первичные документы, подтверждающие отгрузку продукции или оказание услуг.
4. Фактор – организация выплачивает поставщику оговоренный процент от стоимости отгруженной продукции или оказанных услуг.
5. Покупатель оплачивает товар или услуги, перечисляя средства на счет факторинговой компании.
6. После окончательного погашения покупателем своего долга, факторинговая компания перечисляет остаток средств на счет продавца, удерживая при этом себе комиссию.

Размер выплачиваемой продавцу суммы при предоставлении им подтверждающих поставку документов зависит от суммы сделки, продолжительности предполагаемого периода отсрочки и уровня имеющихся рисков. Величина предварительного платежа может колебаться в рамках от 50 до 90% суммы сделки.

Рассмотренная выше последовательность операций характерна для открытого факторинга, т.е. покупатель находится в курсе того, что в сделке присутствует посредник в лице фактор – компании, и что оплату товаров и услуг ему следует производить именно на ее расчетный счет. Но операция факторинга может быть и закрытой, когда покупателю не известно о наличии в сделке третьего лица. В этом случае перечисление средств осуществляется на счет продавца, который затем сам отправляет их на счет факторинговой организации.

Существуют и другие виды факторинга. Например, он может быть с правом регресса или без него. Факторинг с регрессом подразумевает право фактор – компании потребовать денежные средства с поставщика, если покупатель в оговоренные сроки не погашает свою задолженность. При проведении операции без права регресса факторинговая компания производит самостоятельное взыскание долга. Естественно, второй вид факторинга приемлем для наиболее надежных и проверенных дебиторов.

Если все три стороны – участницы сделки территориально принадлежат одной стране, то такой факторинг носит название внутреннего. А если поставщик и покупатель являются представителями разных стран, то факторинг именуется внешним. В последнем случае, как правило, в сделке принимают участие две факторинговые компании. Одна осуществляет операции по финансированию продавца (в данном случае – экспортера), а вторая занимается переводом средств, поступивших в счет оплаты от покупателя, тем самым, принимая на себя кредитный риск.

Внешне операция факторинга в определенной степени напоминает процесс кредитования. Но между этими двумя понятиями существует ряд принципиальных различий. Вот главные из них:

- при факторинге финансируется текущая деятельность, а при кредитовании – как правило, инвестиционная;

- срок и сумма кредита фиксируются в договоре, а при факторинге они не ограничены и обусловлены фактическими потребностями клиента;
- для получения услуг факторинга от поставщика не требуется никакого обеспечения, кредит же в большинстве случаев подразумевает наличие залога, гарантий или поручительств;
- погашение задолженности по кредиту осуществляет непосредственно организация, при факторинге – ее дебиторы.

Кроме того, факторинговая компания в лице банка не обязывает клиента переходить к себе на расчетно-кассовое обслуживание. Также для получения услуг факторинга продавцу требуется предоставить минимальный набор документов (накладную и счет-фактуру), в отличие от серьезного пакета документов для получения кредита.

Пожалуй, единственным недостатком факторинга является его дороговизна. За проведение операций факторинговая компания взимает с продавца комиссию, которая в нашей стране может достигать 15-20% от суммы долга. Помимо этого, ежедневно начисляются проценты на сумму выплаченного поставщику предварительного платежа. Так что при всей своей простоте факторинг является не дешевым «удовольствием». Но этот недостаток с лихвой покрывается множеством достоинств.

Факторинг предоставляет поставщикам возможность планировать свои денежные потоки, увеличивать ликвидность и оборачиваемость дебиторской задолженности, застраховать риски, возникающие при отсрочке платежа. Покупатель получает возможность не отвлекать денежные средства из оборота, что также сказывается на результатах его деятельности. Все это в итоге позволяет поставщикам поддерживать хорошие отношения с покупателями, выходить на новые рынки и увеличивать объемы продаж, что и обуславливает популярность факторинга в малом и среднем бизнесе. 

Оцените:
Друзьям это тоже может быть полезно: