Занимаем.ру портал о банках и кредитах — Отвечаем на ваши вопросы о кредитовании

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы сможете найти на данном сайте.

Удобный сервис по подбору кредитов
Какой кредит вас интересует?

Государство спешит на помощь

Есть в экономике школа, которая утверждает, что государство не должно никогда вмешиваться в жизнь бизнеса, что «экономика сама разберется». Беда для этой точки зрения наступает в период экономических кризисов. Именно тогда рынок начинает остро нуждаться в поддержке государства.

Последние несколько лет оказались тому ярким примером. Как минимум четыре раза государство приходило на помощь рынку (или собиралось это сделать). «Занимаем.Ру» представляет своим читателям четыре самых крупных государственных антикризисных проекта. Большинство из них – результат действий, предпринятых еще год или два года назад, но время не сделало их менее актуальными для Российской экономики.

В этих проектах принимали участие как государственные банки, например, Сбербанк и Центробанк, так и различные государственные структуры: в основном это было Правительство РФ, Министерство промышленности и торговли, Внешэкономбанк, который на протяжении уже нескольких лет выручает банки, а также Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

Проект АИЖК: жилищный фонд для заемщиков с долгом

Первый в этом списке, но не первый по времени государственный проект – это планируемый Агентством по ипотечному и жилищному кредитованию маневренный фонд жилья социального найма. Как отметил директор ведомства Александр Семеняка, пока основные механизмы финансирования фонда еще не проработаны, но в ближайший год представители АИЖК будут заниматься заключением договоров с регионами о реализации проекта – это поможет решить вопросы финансирования.

Идея фонда проста: в некоторых случаях заемщики ипотечных кредитов теряют собственное жилье, когда не могут платить за взятую в ипотеку квартиру. Они остаются бездомными. Именно для таких бездомных должников создается жилищный фонд. Эти люди смогут арендовать жилье. Они смогут, безусловно, в будущем выкупить взятое в ипоетку жилье, но только когда их финансовое положение восстановится.

Сегодня их всего 3% от общего числа заемщиков ипотечных кредитов. В конце 2009 года было подсчитано, что просроченная задолженность по ипотеке выросла в три раза по сравнению с результатами 2008 года. Можно ожидать, что за 2010 год число таких потенциальных бездомных значительно вырастет, хотя и есть сомнения, связанные с недавним ростом рынков потребительского и ипотечного кредитования. Из-за кризиса снизилось число рефинансируемых кредитов – еще одна причина для хлопот АИЖК, стремящегося сделать так, чтобы банки в кризис продолжали проводить реструктуризацию, как бы невыгодна она им ни была. Наибольшая доля среди неплательщиков – это жители Центрального федерального округа, на который приходится 51,7% от всей задолженности. Можно предположить, что наибольшие затраты на жилищный фонд будут произведены именно в этом регионе.

Итак, резюме по планам АИЖК: очевидно, что проект будет реализован в ближайшие год-два. Пожалуй, самый важный здесь вопрос – это размер фонда. Можно предположить, что на его размеры укажет доля ипотечных кредитов с задолженностью. В зависимости от того, насколько увеличится или снизится число просроченных кредитов, возможно, будет зависеть объем предоставляемого в фонд жилья. Впрочем, пока еще не видно, из чего будет создаваться это жилищный фонд и какие дома послужат его основой.

Проект Минпромторга: Субсидирование автокредитов

Следующий проект – государственная программа субсидирования
автокредитов. Старт программе был дан в марте 2009 года, когда началось падение объемов продаж автомобилей, связанное с кризисным снижением покупательской способности потребителей.

19 числа премьер подписал постановление правительства № 244. Это был документ, который заявлял о том, что государство готово поддержать автокредитование из федерального бюджета. Главное требование – машина должна стоить не больше 350 тысяч и должна быть произведена на территории Российской Федерации. Кредит предоставлялся в рублях, предоплата за автомобиль составляла не менее 30% от его стоимости. Программа разрабатывалась в долгосрочной перспективе: в постановлении пишут, что в бюджетах 2010-2011 годов нужно учитывать ежегодные ассигнования в размере 2 000 000 000 рублей на продлении программы. Цену в конце концов поднимут до 600 тысяч, предоплата будет равна 15%. Срок кредита будет составлять 3 месяца.

Программа коснулась не всех банков, а только тех, в чьих капиталах доля государства или Центробанка составила не меньше 50%, а также кредитные организации, которыми эти банки владеют: это практически все крупные банки: «ВТБ», «ВТБ 24», Сбербанк и так далее.

За 2009 год программа принесла покупку 71 тысячи машин – это около 30 миллиардов рублей доходов. Виктор Христенко, глава Минпромторга, рассчитывал, что в следующем году программа будет приносить более 100 тысяч, и был прав. Только за три месяца после возобновления программы в 2010 году банки одобрили более 70 тысяч заявок. В программе приняла участие примерно сотня кредитных организаций. А в постановлении правительства №56 напишут, что в бюджетах 2011, 2012 и 2013 годов нужно учитывать ассигнования на 1 750 000, 1 002 000 и 500 000 тысяч рублей.

Почему программа продлена на несколько лет? Это говорит нам о двух вещах.

Во-первых, программа предназначена прежде всего на то, чтобы продать собранные в России машины и обеспечить минимальную доходность российскому автопрому. Это поможет сохранить рабочие места на многострадальном «ВАЗе» и других крупных заводах-производителях автомобилей, которые в кризисные периоды попадают под удар первыми – их продукция очень дорога, часто может быть куплена только в кредит. А в кризис банки не готовы выдавать деньги в кредит – вероятность риска слишком велика.

Во-вторых, государство ожидает, что проблемы у российских производителей машин закончатся нескоро. Программу планируют продлевать еще в 2013 году. Судя по тому, что тогда объем субсидий планируется сделать минимальным (500 миллионов рублей), правительство ожидает, что только через три года автопром «пойдет на поправку». Если субсидирование не поможет производителям автомобилей до конца 2013 года, можно предположить, что программа будет продлена если не в нынешней форме, то в какой-либо другой. Например, в виде приоритетного национального проекта «Машина для молодой семьи».

Проект правительства России: спасение «АвтоВАЗа»

В кризисные 2008-2009 годы «АвтоВАЗ» сильно пострадал из-за падения объемов сбыта. ВАЗы никто не покупал, и у компании накопился долг перед поставщиками, который к марту минувшего 2009 года составлял где-то 14 миллиардов рублей – это капитал небольшого по размерам банка.

Государство пришло на помощь: в марте «Ростехнологиям» выдали 25 миллиардов рублей, чтобы госкорпорация дала банку ссуду на год. Кроме того, машины «АвтоВАЗа» попадали под государственную программу субсидирования автомобилей. Лучше не стало.

Осенью завод объявил о планах массового сокращения сотрудников – компания рассчиытвала уволить примерно 25% от 200-тысячного персонала. Производство к тому моменту упало практически вдвое (на 43,5%) по сравнению с прошлогодним периодом – цинично, но увольнение не спасало компанию от банкротства, как заверяло общественность руководство предприятия, о чем говорил прогноз Минпромторга, по которому к началу 2010 года компания была бы должна около 76,3 миллиардов рублей.

В октябре 2009 газета «Коммерсант» получила письмо от Минпромторга, адресованное аппарату правительства. Это был намек министерства на то, что чиновники не видели смысла в поддержке предприятия. В письме заявили, что реструктуризация 54-миллиардного на тот момент долга выглядела невозможной для такой суммы. В министерстве полагали, что деньгам может найтись и лучшее применение, например, стабилизация «ситуации на рынке труда Самарской области» после предложенного в письме увольнения 55 тысяч сотрудников предприятия.

В конце концов было принято решение сохранить «АвтоВАЗ». В ноябре правительство заявило о том, что предоставит заводу кредит в 54,8 миллиардов рублей. Из них примерно 38 миллиардов рублей были невозвратным долгом, то есть «подарком», 12 миллиардов было выдано на
инновации и создание новых моделей. Еще примерно 5 миллиардов рублей выплатили на создание новых рабочих мест. Сейчас автозавод вводит собственную кредитную программу «Лада-Финанс». К ней присоединились уже несколько государственных банков, а также частных кредитных организаций. Цель этих проектов – поднять производство машин на заводе к концу 2010-х годов производство завода.  

Эта ситуация – пример конфликта между интересами правительства, частично обремененного еще и тяжестью политических решений, и рациональной оценкой фактов, которую продемонстрировал Минпромторг.

Для министерства поддержка выглядела по меньшей мере пустой тратой средств: она не несла ничего, кроме вложений, которые явно бы не окупились даже в долгосрочной перспективе. Реструктуризацию 50-миллиардного долга, сделанную в кризис для фактического банкрота, не допустил бы ни один банк, так зачем государство должно брать на себя такую ответственность и предпринимать такой рискованный шаг?

Правительство было вынуждено помнить еще и о 55 тысячах потенциальных безработных сотрудниках «АвтоВАЗа». Резонанс, который бы произвело их увольнение, мог быть губительным для политической стабильности и сделать Тольятти моногородом самой известной экономической катастрофы последних лет. Поэтому государство сделало наполовину бесплатный «инвестиционный кредит» в 54 миллиарда, фактически инвестировав не в сохранность бизнеса «ВАЗа», а в стабильную политическую ситуацию.

Тем не менее, будущее «АвтоВАЗа» пока остается неизвестным. Хотя рост кредитов на автомобили, возникший как следствие государственной поддержки автокредитования, показывает положительный рост, никто не рискнет говорить о будущем российского гиганта автопрома. Ну, разве что в ироничной форме, как это было сделано в мартовском номере русского «Форбс».

Помощь Центробанка и Внешэкономбанка банковскому сектору

Пожалуй, самым крупным мероприятием по поддержке российской экономики в кризис стала беспрецедентная акция финансовой поддержки
банковской системы. В рамках этой программы банкам и крупному бизнесу России было выдано 950 миллиардов рублей. Парадоксально то, что функции агента рефинансирования банков с высокой внешней задолженностью будет исполнять не правительство, а «Внешэкономбанк», вопреки названию вовсе не являющийся банком (на самом деле это государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и занимающийся вопросами погашения внешнего долга России, а также взыскания дебиторской задолженности СССР. Еще банк занимался финансированием российских экспортеров, но внутриэкономическая деятельность всегда была вне интересов ВЭБ.

Все началось осенью 2008 года, когда первые признаки экономического кризиса дали о себе знать. Проблемы на фондовых биржах можно было отметить еще во второй половине лета, но к скачкам и падениям биржевых показателей все относились философски: флуктуации этих показателей происходят практически всегда. В октябре показатели экономической деятельности банков стали показывать отрицательный результат, у большинства сильно снизилась доходность.

7 октября на совещании с президентом был создан, а 10 октября был принят Госдумой проект закона, который предусматривал меры по стабилизации финансового сектора российской экономики в кризисный период. Закон вступил в силу в Новый Год. Госдума поставила довольно жесткую ставку рефинансирования для финансового сектора. Она вычислялась как LIBOR (Лондонская межбанковская ставка предложения) плюс 5%. ВЭБ начал рефинансирование кредитов, полученных до 25 сентября 2008 года. Чтобы обеспечить банк 950 миллиардами рублей, Центробанк выделил 50 миллиардов долларов из золотовалютного резерва и поместил их во Внешэкономбанке в форме депозитов.

Субординированный кредит было решено отдать на 11 лет. 500 миллиардов получал Сбербанк под специальную процентную ставку в 7%. Позже представители крупнейшего банка России будут настоять на понижении процентной ставки. Внешэкономбанк получал оставшиеся 450 миллиардов, которые он должен был распределить между «ВТБ», получавшим 200 миллиардов, «Россельхозбанком», получавшим 25 миллиардов, и крупнейшими кредитными организациями, которым доставались оставшиеся 225 миллиардов.

Из коммерческих банков хуже всего ситуация развивалась в «Связь-Банке», поэтому его . Проблемные активы оценивали примерно в 60 миллиардов рублей. Они стали следствием роста просроченной задолженности, а также переоценки ценных бумаг. Также банк обвиняли в рискованном кредитовании. Кредитная организация обладала огромной филиальной сетью, а также была неразрывно связана с отраслью связи и «Почтой России», из-за чего на поддержку кредитной организации в октябре 2008 года пришел Внешэкономбанк, скупивший 99% с половиной акционерного капитала, таким образом взявший «Связь-Банк» под государственный контроль.

В самом конце 2009 год наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил идею создания на основе «Связь-Банка» почтового банка России, который бы мог стать крупнейшей кредитной организацией. Но оказалось, что создание этой структуры не было очевидным выходом: для создания конкурентоспособной банковской структуры такого размера было нужно потратить еще как минимум 60 миллиардов рублей.

На сегодняшний день крупнейшие банки ведут переговоры по снижению процентной ставки по кредиту. Банковская система через два года после антикризисной финансовой кампании начала подавать признаки роста к докризисным показателям.

Тем не менее, впереди еще 2019-2020 годы, в которые банки будут должны вернуть огромные кредиты с учетом процентов. Эти кредиты им предстоит возвращать целой суммой. Даже миллиард рублей – очень значительная сумма денег для крупного банка, и просто огромная – для относительно небольших кредитных организаций, получивших финансирование от Внешэкономбанка. Возможно, именно этот фактор, а не стабилизация экономики, является причиной недавнего массового снижения ставок на кредитование: банки стремятся накопить деньги, чтобы вернуть свои огромные долги. Кроме того, до сих пор неясной остается судьба «Связь-Банка» и запланированного создания на его основе почтового банка.

Итак, эти четыре кампании по спасению банков, крупных корпораций и заемщиков, показывают нам, что хотя кризис, кажется, и отходит, его последствия еще не проявились в полной силе. В будущем нам предстоит стать свидетелями сложных экономических событий: решения судьбы «Связь-Банка», возвращения 950 миллиардов рублей Центробанку, восстановления российского автопрома и – в частности – «АвтоВАЗа», его российского лидера, формирование единой системы рефинансирования ипотеки и создание жилищного фонда для заемщиков, лишенных жилья из-за неоплаченной ипотеки. Чем закончатся эти процессы, пока неизвестно, но очевидно, что их завершение станет вехой в развитии посткризисной экономики России.
 

Оцените:
Друзьям это тоже может быть полезно: