Предупрежден – вооружен!
Знание кредитной истории помогает не только экономить время при оформлении займа, но и заранее прочитать риски отказа в получении средств. Крупнейшее в России Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) предоставляет подобную информацию как физическим, так и юридическим лицам – для последних подобная услуга не менее актуальна. На вопросы Занимаем.ру отвечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Занимаем.ру: Сколько лет насчитывает история вашего Бюро, какие услуги вы предоставляете?
Алексей Волков: Дата основания НБКИ - март 2005 года. В число его акционеров входят ведущие коммерческие банки. Создание НБКИ началось после принятия закона «О кредитных историях». Мы стали первым рыночным бюро кредитных историй в России. Основное направление нашей деятельности – это хранение и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений.
По каким причинам наиболее часто к вам обращаются юридические лица с целью получения информации о своей кредитной истории? Нужно ли это делать, если уверен, что являешься добросовестным заемщиком?
Если компания хочет быть уверена, что вся информация о ее платежном поведении передана кредиторами правильно, если хочет проверить качество своей кредитной истории перед тем, как получать новый кредит, тогда ей просто необходимо запросить у нас соответствующие данные.
Любому заемщику, даже самому добросовестному, нужно регулярно проверять, как формируется его кредитная история, все ли кредиторы, кредиты и сведения об их погашении указаны верно.
Насколько затратна по временным и денежным ресурсам данная процедура?
Процесс выдачи кредитной истории из НБКИ представителю юрлица и физлицу в банке одинаков и занимает несколько минут. Стоимость зависит от политики банка. В любом случае, для юрлица она выше, чем для гражданина, и, в среднем, составляет 2 тысячи рублей.
Существует ли вероятность ошибки в полученных сведениях, и что делать клиенту, который считает, что его кредитная история содержит неверные сведения?
Такие случаи бывают, хотя и редко. В основном, ошибки являются следствием человеческого фактора и допускаются в организациях, где процессы не автоматизированы. Юрлицо может обратиться с претензией в наше бюро или в банк, который допустил ошибку. В большинстве случаев обращения в банк достаточно. Процедура оспаривания недостоверной информации в кредитной истории прописана в законе «О кредитных историях». Для юрлица она такая же, как и для физлица, отличие лишь в том, что первому нужно приложить копии ИНН и ОГРН.
Консультируете ли вы своих клиентов на предмет возможных путей исправления плохой кредитной истории?
Наши менеджеры по работе с физлицами каждый день отвечают на множество разных вопросов, связанных с кредитными историями, включая негативные записи. Мы информируем заемщиков, что информация о просрочках из кредитной истории не удаляется по закону. Исправить плохую кредитную историю может только сам заемщик. Для этого ему необходимо улучшить свое кредитное поведение – вносить платежи по текущему или новому кредиту аккуратно, и тогда положительные записи в кредитной истории «перекроют» негативные.
Насколько часто и быстро обновляется ваша база данных? Каким образом происходит ее расширение?
Все данные для формирования кредитных историй направляют кредиторы – банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и так далее. А с 1 марта 2015 года согласно закону № 189-ФЗ в кредитные истории добавится информация о вступивших в силу и не исполненных гражданами в течение 10 дней решениях суда о взыскании алиментов, платы за жилое помещение, коммунальные услуги, услуги связи. Внесение информации в базу НБКИ автоматизировано. Сведения вносятся практически сразу же после поступления их в бюро.
С какими банками вы сотрудничаете?
Мы сотрудничаем с рядом банков и некредитных организаций, среди которых Агентство кредитной информации, Юниаструм Банк, СКБ-банк и другие.
Стоимость услуги и время на получение кредитной истории меняются в зависимости банка?
Стоимость, безусловно, разная. Каждый банк формирует цену в зависимости от своих задач и ожиданий.
Вы являетесь одним из крупнейших Бюро кредитных историй в России. Что помогает вам оставаться в лидерах?
В первую очередь, лучшая в нашей отрасли профессиональная команда, в которую входят представители банковского сектора. Кроме того, доверие и поддержка наших акционеров, среди которых крупнейшие российские банки. Сотрудничество с авторитетной компанией FICO – изобретателем скоринга – позволяет НБКИ создавать и совершенствовать разработки для управления рисками, аналогов большинства из которых в России нет. База НБКИ является крупнейшей в России, благодаря этому достигается высокий hit rate и создаются возможности для достоверной и уникальной аналитики.
Василина Кочерова,
специально для Занимаем.ру