Занимаем.ру портал о банках и кредитах — Отвечаем на ваши вопросы о кредитовании

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы сможете найти на данном сайте.


Удобный сервис по подбору кредитов
Какой кредит вас интересует?

Критика банков – как к ней относиться

В Интернете, на форумах, в блогах и других источниках достаточно историй и отзывов о работе банков. Встречаются там и совсем мрачные. При желании можно найти такое практически о любом банке. Есть ли в этих историях здравое зерно? Как к ним вообще относиться?

Прежде всего следует задаться вопросом относительно авторитетности и достоверности источника, на котором вы обнаружили «страшилку» про банк. Одно дело, если это относительно уважаемый сайт или старый тематический портал, на котором присутствует мало-мальская модерация. Другое дело – если вы это обнаружили на малоизвестном форуме или в чьем-нибудь блоге.

Начнем с того, что есть некоторые люди, которые по природе своей:
А) вечно всем недовольны,
Б) требуют к себе сверх внимательного отношения (ничуть не менее, чем к V.I.P.-клиентам банка. А в случае, если таковое внимание к «ентой» особе не уделено – чем не основание возмутится банком и написать о нем гадость, дескать «бумага все стерпит»),
В) просто скандалисты.

Поэтому, каким бы ни было качество обслуживания, всем не угодишь. Это один из постулатов маркетинга. Критика банков была, есть и будет. Главное – понять: обнаруженное вами недовольство - объективное (из-за плохого качества обслуживания) или субъективное (лишь бы докапаться).

После определения источника негатива вникните в суть негодования и/или «страшилки». Если это сверх-грубое нарушение, то помните о двух вещах. Во-первых, для контроля за такими действиями есть надзирательные органы: Банк России, Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, прокуратура. Во-вторых, если человек «нарвался» на реальное нарушение банка, не надо писать об этом в Интернете – надо напрямую жаловаться этим надзорным органам. Кстати говоря, на сайте каждого банка есть контактные адреса надзирающего подразделения Банка России.

Не мешает проверить достоверность «страшилки» на самом сайте банка и/или на других профессиональных форумах.

В тоже время, «дыма без огня не бывает», но и тут надо понимать, в чем конкретно суть страшилки. Я проанализировал первые попавшиеся охаивания банков и выделил наиболее типичные источники недовольства:

1. Часто критика банков - следствие нечитанного кредитного договора. Как правило, ситуация выглядит реально так: человек «купился» на рекламу, оформил банковский продукт (обычно ругань идет в адрес кредитов) и «вдруг» обнаружил, что обязан платить дополнительные сборы и комиссии, о которых «ему никто не говорил». Такой человек забывает, что никто и не обязан говорить. В статье об условиях банковских кредитов, а также о документе и реальной цене кредита мы писали о том, что надо обращать внимание не на рекламу и слова кредитных экспертов, а на текст договора. Если честно, как многие получают кредит? «А…. давайте, что тут вам подписать надо….». Повторяем главный совет любому заемщику: читайте документы перед подписанием договора.

2. Спрятанные комиссии, сборы, страховки и прочие условия – обоснованное недовольство, когда сборы по кредитным продуктам «распылены» в разных документах: в кредитной договоре, тарифном справочнике банка, страховой компании и т.д. Обычно в кредитном договоре есть фраза о том, что заемщик обязуется платить по тарифам банка, страховой компании, но нигде не указано, где эти тарифы можно посмотреть. А посмотреть их можно в офисах банка и страховой компании. Это мелкое жульничество – но таких ситуаций сегодня уже не должно быть, так как, согласно указаниям Банка России, любой банк до подписания кредитного договора должен предоставить на ознакомление и под подпись заемщику расчет полной стоимости кредита со всеми попутными сборами и комиссиями.

3. Но встречаются ситуации, когда банк, не предупреждая заемщика, меняет тарифы, которые удорожают кредит. Например:
- вводят новый сбор при приеме денежных средств в кассу банка,
- снижают доходность депозита (в кризис многие банки фактически снижали ставку по вкладам путем введения комиссии за пополнение действующих вкладов по высоким процентным ставкам),
- придумывают вообще новые тарифы по кредитам, вкладам или кредитным картам.

Некоторые из таких решений оспариваются в судебном порядке, но большая часть происходит в соответствии с договором и выглядит «неприлично» лишь в бытовом смысле. Информация о таких действиях имеет основание быть заявленной широкой общественности на сайтах в Интернете.

4. Несоответствие заявленных рекламных условий факту. Например, не во всех банкоматах оказывается можно снять деньги, комиссию на самом деле берут, а обещали не брать и т.д. В этом случае, конечно, же «налицо» неэтичное поведение банка, хотя можно попробовать посудиться на тему несоответствия оферты (в виде рекламного сообщения) и факта, но процесс этот долгий и муторный.

Подводя итог вышесказанному, резюмируем:
А) критично оценивайте полученную информацию о «страшилках» в банках
Б) перепроверяйте её по нескольким источникам
В) внимательно читайте и изучайте все условия, необходимые для получения банковского продукта, будь то вклад, потребительский кредит или кредитная карта.
Г) «Дыма без огня не бывает» и, как правильно заметил председатель Банка России Сергей Игнатьев, «обанкротить банк собственники могут за два часа».

Оцените:
Друзьям это тоже может быть полезно: