Бизнес-план и планирование бизнеса
Ещё статьи по теме
Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выводу на рынок новых видов товаров и услуг, а также для оценки перспектив бизнеса при его создании. Достичь успеха в бизнесе можно даже не имея бизнес-плана (многие сегодняшние успешные предприниматели начинали свое дело интуитивно, на ходу постигая азы ведения бизнеса). Однако соответствующий бизнес-план поможет систематизировать и оценить риски, преимущества и недостатки проекта. В конечном итоге это может сэкономить много сил и ресурсов, которые всегда ограничены, особенно во время экономического кризиса.
Бизнес-план как понятие сравнительно недавно вошел в лексикон российского бизнес-сообщества. Сегодня все еще лишь немногие предприниматели четко представляют себе его назначение. Наиболее адаптивным к нашей действительности определением бизнес-плана служит следующее: бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющих выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижении.
1. бизнес-план для обоснования нового дела, задачи такого плана – выявить основные аспекты будущего дела, проанализировать проблемы, с которыми придется столкнуться определить способы их решения.
2. бизнес-план для действующего предприятия, который поможет разобраться в перспективах роста бизнеса, оценить их и предвидеть основные возможные проблемы в будущем, а также контролировать текущие операции.
3. бизнес-план как формальный юридический документ, с помощью которого предприятие получает инвестирование.
Бизнес-план дает «возможность определить пути и способы достижения разных целей, максимально использовать конкурентные преимущества предприятий, предотвратить ошибочные действия, отследить новые тенденции в экономике, технике, технологии использовать их для своей деятельности, доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта, смягчить влияние разных сторон предприятия, определить потребность в капитале и денежных средствах, своевременно принять защитные меры против разного рода рисков, полнее использовать инновации в своей деятельности, объективнее оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия, обосновать стратегию проекта».
Так, мы примерно определили основные особенности бизнес-плана. Однако стоит озадачится следующим вопросом: а так ли уж необходим бизнес-план в действительности, ведь жили же наши предприятия в советский период без всяких бизнес-планов. На самом деле, большинство специалистов утверждает, что бизнес-план в нашей зарождающейся (или скорее встающей на ноги) рыночной экономике не просто нужен, а даже необходим.
Во-первых, бизнес-план позволяет объективно, беспристрастно оценить деловой проект в целом. Во-вторых, в законченном виде бизнес-план представляет собой руководящий документ, обеспечивающий эффективность управления и функционирования предприятия. В-третьих же, он позволяет незнакомым с предприятием потенциальных партнерам лучше понять цели и особенности предприятия и привлечь дополнительные ресурсы. конечно, эти причины составления бизнес-планов подходят для всех предприятий. Однако, нам было бы долее интересно посмотреть на возможность интегрирования бизнес-плана в нашу действительность.
Позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана, хорошо закрепилась в российском бизнесе, хотя она значительно усложняет процессы внутри отечественного и международного бизнеса. Основной причиной неповсеместного принятия необходимости бизнес-плана несознание значения системного и комплексного планирования, которым и является бизнес-план.
А учитывая то, что российская экономика по сегодняшний день находится в стадии кризиса, мы должны принять, что бизнес-план особенно необходим, ведь он позволяет легче преодолеть, связанные с ситуацией проблемы:
• нестабильность экономики;
• дефицит и ограниченность ресурсов;
• инфляция и возрастание стоимости проекта;
• усиление конкуренции;
• социальные проблемы и требования;
• требования потребительского рынка;
• возрастающие требования к качеству продукта.
Поэтому овладение наукой составления бизнес-плана в современных условиях стало как никогда актуально. Во-первых, в нашей стране существует слой предпринимателей, не имеющих опыта как своего, так и своих предшественников в управлении в условиях рыночной системы. К тому же, меняющиеся экономические условия по-новому требуют от руководителей ставить и решать задачи.
Российское законодательство не закрепляет обязательные разработки бизнес-планов, зато на сегодняшний день принято значительное количество указов и других актов, которые формулируют деловую среду предпринимательства. Поэтому стоит понадеяться, что в скором будущем у нас, как и в других государствах, составление бизнес-плана станет законной необходимостью.
Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-план, поэтому необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. Наверное, эта необходимость и стала причиной столь разных понятий бизнес-плана и его структуры. Тем не менее, нам все же нужно ознакомиться с основными представлениями о структуре бизнес-плана.
Конечно, все источники указывают в структуре и наличие титульного листа, и меморандума о конфиденциальности, но мы сочтем это не принципиально значимыми частями, поэтому перейдем к более существенным подробностям.
Бизнес-план должен содержать резюме и описание отрасли или «изложение цели и сводку по деятельности предприятия, что в принципе, равнозначно. Одни авторы считают, что бизнес-план должен содержать подразделы «Предприятие» (описание предприятия, рынок сбыта, конкурентная среда, управление, кадры); «Финансовые сведения» (источники финансирования перечень основных средств, баланс, анализ безубыточности планируемы доходы, анализ отклонения…); «Вспомогательные документы». Другие же не выделяют таких подразделов, однако, выделяют схожие пункты: выбор деятельности, производственный план, оргструктура предприятия, финансовый план и бюджет, анализ рисков, приложения.
Также некоторые выделяют такие пункты бизнес-плана, как «План маркетинга», «Стратегия бизнеса», «Юридический план». Как уже было отмечено, все примерные структуры бизнес-плана схожи, однако мы советуем придерживаться нижеследующей структуры, так как считаем ее наиболее подходящей и полной.
• резюме – краткое описание проекта, бизнес-идея, программное заявление фирмы;
• описание направления деятельности – современное состояние целевой сферы бизнеса;
• описания товара (услуги) – качественные и технические характеристики товара;
• анализ рынка и продвижение товара – предполагаемые объемы продаж, пути достижения целей, сегменты целевого рынка и их анализ, способы продвижения товара на рынок;
• конкурентная стратегия – сведения о конкурентах и уровень конкуренции на целевом рынке, анализ возможных действий конкурентов и контрмеры к ним, конкурентная стратегия предприятия;
• план производства – обоснование потенциальных издержек;
• система управления – структура управления организации, сферы и уровни власти, ответственности и прав принятия решений;
• кадры и управление ими – кадровая политика предприятия, особенности взаимоотношений с кадрами, мотивации и т.п.;
• оценка риска и страхование – система управления возможными рисками;
• финансовый план- выражение всех предыдущих пунктов в цифрах.
Эта структура бизнес-плана отражает наиболее значимые части для будущего проекта.
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план как понятие сравнительно недавно вошел в лексикон российского бизнес-сообщества. Сегодня все еще лишь немногие предприниматели четко представляют себе его назначение. Наиболее адаптивным к нашей действительности определением бизнес-плана служит следующее: бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющих выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижении.
Функции бизнес-плана
1. бизнес-план для обоснования нового дела, задачи такого плана – выявить основные аспекты будущего дела, проанализировать проблемы, с которыми придется столкнуться определить способы их решения.
2. бизнес-план для действующего предприятия, который поможет разобраться в перспективах роста бизнеса, оценить их и предвидеть основные возможные проблемы в будущем, а также контролировать текущие операции.
3. бизнес-план как формальный юридический документ, с помощью которого предприятие получает инвестирование.
Бизнес-план дает «возможность определить пути и способы достижения разных целей, максимально использовать конкурентные преимущества предприятий, предотвратить ошибочные действия, отследить новые тенденции в экономике, технике, технологии использовать их для своей деятельности, доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта, смягчить влияние разных сторон предприятия, определить потребность в капитале и денежных средствах, своевременно принять защитные меры против разного рода рисков, полнее использовать инновации в своей деятельности, объективнее оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия, обосновать стратегию проекта».
Так, мы примерно определили основные особенности бизнес-плана. Однако стоит озадачится следующим вопросом: а так ли уж необходим бизнес-план в действительности, ведь жили же наши предприятия в советский период без всяких бизнес-планов. На самом деле, большинство специалистов утверждает, что бизнес-план в нашей зарождающейся (или скорее встающей на ноги) рыночной экономике не просто нужен, а даже необходим.
Во-первых, бизнес-план позволяет объективно, беспристрастно оценить деловой проект в целом. Во-вторых, в законченном виде бизнес-план представляет собой руководящий документ, обеспечивающий эффективность управления и функционирования предприятия. В-третьих же, он позволяет незнакомым с предприятием потенциальных партнерам лучше понять цели и особенности предприятия и привлечь дополнительные ресурсы. конечно, эти причины составления бизнес-планов подходят для всех предприятий. Однако, нам было бы долее интересно посмотреть на возможность интегрирования бизнес-плана в нашу действительность.
Позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана, хорошо закрепилась в российском бизнесе, хотя она значительно усложняет процессы внутри отечественного и международного бизнеса. Основной причиной неповсеместного принятия необходимости бизнес-плана несознание значения системного и комплексного планирования, которым и является бизнес-план.
А учитывая то, что российская экономика по сегодняшний день находится в стадии кризиса, мы должны принять, что бизнес-план особенно необходим, ведь он позволяет легче преодолеть, связанные с ситуацией проблемы:
• нестабильность экономики;
• дефицит и ограниченность ресурсов;
• инфляция и возрастание стоимости проекта;
• усиление конкуренции;
• социальные проблемы и требования;
• требования потребительского рынка;
• возрастающие требования к качеству продукта.
Составление бизнес-плана актуально как никогда!
Поэтому овладение наукой составления бизнес-плана в современных условиях стало как никогда актуально. Во-первых, в нашей стране существует слой предпринимателей, не имеющих опыта как своего, так и своих предшественников в управлении в условиях рыночной системы. К тому же, меняющиеся экономические условия по-новому требуют от руководителей ставить и решать задачи.
Российское законодательство не закрепляет обязательные разработки бизнес-планов, зато на сегодняшний день принято значительное количество указов и других актов, которые формулируют деловую среду предпринимательства. Поэтому стоит понадеяться, что в скором будущем у нас, как и в других государствах, составление бизнес-плана станет законной необходимостью.
Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-план, поэтому необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. Наверное, эта необходимость и стала причиной столь разных понятий бизнес-плана и его структуры. Тем не менее, нам все же нужно ознакомиться с основными представлениями о структуре бизнес-плана.
Содержание бизнес-плана предприятия
Конечно, все источники указывают в структуре и наличие титульного листа, и меморандума о конфиденциальности, но мы сочтем это не принципиально значимыми частями, поэтому перейдем к более существенным подробностям.
Бизнес-план должен содержать резюме и описание отрасли или «изложение цели и сводку по деятельности предприятия, что в принципе, равнозначно. Одни авторы считают, что бизнес-план должен содержать подразделы «Предприятие» (описание предприятия, рынок сбыта, конкурентная среда, управление, кадры); «Финансовые сведения» (источники финансирования перечень основных средств, баланс, анализ безубыточности планируемы доходы, анализ отклонения…); «Вспомогательные документы». Другие же не выделяют таких подразделов, однако, выделяют схожие пункты: выбор деятельности, производственный план, оргструктура предприятия, финансовый план и бюджет, анализ рисков, приложения.
Также некоторые выделяют такие пункты бизнес-плана, как «План маркетинга», «Стратегия бизнеса», «Юридический план». Как уже было отмечено, все примерные структуры бизнес-плана схожи, однако мы советуем придерживаться нижеследующей структуры, так как считаем ее наиболее подходящей и полной.
Структура бизнес-плана
• резюме – краткое описание проекта, бизнес-идея, программное заявление фирмы;
• описание направления деятельности – современное состояние целевой сферы бизнеса;
• описания товара (услуги) – качественные и технические характеристики товара;
• анализ рынка и продвижение товара – предполагаемые объемы продаж, пути достижения целей, сегменты целевого рынка и их анализ, способы продвижения товара на рынок;
• конкурентная стратегия – сведения о конкурентах и уровень конкуренции на целевом рынке, анализ возможных действий конкурентов и контрмеры к ним, конкурентная стратегия предприятия;
• план производства – обоснование потенциальных издержек;
• система управления – структура управления организации, сферы и уровни власти, ответственности и прав принятия решений;
• кадры и управление ими – кадровая политика предприятия, особенности взаимоотношений с кадрами, мотивации и т.п.;
• оценка риска и страхование – система управления возможными рисками;
• финансовый план- выражение всех предыдущих пунктов в цифрах.
Эта структура бизнес-плана отражает наиболее значимые части для будущего проекта.